Славим человека труда. Раков Виталий Алексеевич

Славим человека труда. Раков Виталий Алексеевич

Славим человека труда. Раков Виталий АлексеевичВ год 60-летия первого полёта человека в космос, также объявленный годом науки и технологий, героем рубрики «Славим человека труда» стал очевидец и участник событий всей космической эры, от первого спутника до стартов на орбиту с нового космодрома «Восточный».

Раков Виталий Алексеевич, 1933 г. рождения, общий стаж работы которого составляет 65 лет, продолжает трудиться в отделе № 112 Управления ОКБ ЭПО «Сигнал» советником главного конструктора.
После окончания механического факультета Саратовского автодорожного института им. В.М. Молотова в 1956 году по личному заявлению Виталий Алексеевич был направлен в одну из войсковых частей Государственного ракетно–испытательного полигона Капустин Яр. Должность 22-летнего главного инженера стала триумфальным началом долгого пути будущего конструктора, рядового великого штурма в истории советской космонавтики.
В июле 1958 года поступил работать в ОКБ п/12 с быстрым карьерным ростом: инженера – конструктора, руководителя конструкторской группы, конструкторской бригады, начальника конструкторского бюро, начальника конструкторского комплекса. В ОКБ разрабатывали приборы для самолетов, ракет и проектируемых космических кораблей. Один из приборов для Востока сконструировал молодой специалист Раков, модернизировал приборы МД-Т, 2МД-Т, измерявшие давление в системах ракеты Р7 С.П. Королёва для возможности применения на пилотируемых комплексах. Разработка приборов Ракова оказалась удачной и востребованной. Приборы применяют до сегодняшних дней и производят на заводе «Сигнал». В апреле 1964 года приказом Министра авиационной промышленности П.В. Дементьева, В.А. Раков был назначен заместителем руководителя организации п/я12 А.И. Глухарёва, а в марте 1980 года его назначают главным конструктором, заместителем генерального директора Энгельсского производственного объединения «Сигнал» В.А. Шипулина. В качестве главного конструктора Виталий Алексеевич возглавил разработку комплекта приборов (более 150 типодиапазонов датчиков и сигнализаторов давления) для многоразового ракетно – космического комплекса «Энергия – Буран». На комплексе было установлено 2500 приборов ЭПО «Сигнал». Выполнял разработки приборов для самолетов ТУ – 160, МиГ-29, СУ-27, АН-124, АН-225, ИЛ-96, ТУ-204, ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран», «Мир», межконтинентальных баллистических ракет, межконтинентальных ракет подводного базирования. В личном перечне В.А. Ракова около 1000 авторских разработок. Запомнился волнующий предполетный день космонавтов П.И. Беляева и А.А. Леонова. Приборы «Сигнала»: датчик «МД-200Т» и двухканальный сигнализатор 2С (выдававший сигналы космонавту на телеметрию, предупреждая о необходимости срочного возвращения в шлюз при минимальном запасе кислорода) – сработали без замечаний. Памятной была и командировка на Байконур, накануне первого испытательного старта ракеты, призванной доставить космонавтов на Луну: «Срочно вылетайте в ОКБ Королева для решения вопросов по приборам, установленным на «Н1-Л3». Полет конструкторской мысли В.А. Ракова продолжается. Из недавно разработанных: «Унифицированный ряд миниатюрных датчиков давления для новой российской лунной программы. И еще – унифицированный ряд датчиков абсолютного давления на основе микроэлектронных преобразователей для новых и перспективных авиационных двигателей.
65 лет связан конструктор В.А. Раков с предприятиями: сначала ОКБ «Сигнал», после объединения ОКБ с серийным заводом – Энгельсское приборостроительное объединение «Сигнал», в девяностых годах – опять ОКБ, в 21 веке – снова «Сигнал», и почти все эти годы на руководящих должностях. В 1985 году закончил Целевую аспирантуру Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе, кандидат технических наук.
За участие в создании объектов авиакосмической техники В.А. Раков награжден двумя орденами и двумя медалями СССР, и медалями им. Академиков С.П. Королёва М.К. Янгеля Федерации космонавтики. Занесен в «Промышленную энциклопедию Саратовской области» в 2005 г. и энциклопедию «Лучшие люди России» в 2006 г. За разработку приборов, обеспечивших безопасный выход космонавта в открытый космос, вручили Виталию Алексеевичу Ракову его первую медаль «За трудовую доблесть», Орден «Знак Почета» за «морскую ракету ОКБ Макеева», Орден Трудового Красного Знамени за «Сатану» (самую грозную баллистическую ракету), серебряную медаль С.П. Королева за «Спутник Зенит-2», бронзовую медаль М.К. Янгеля за долголетнее сотрудничество с ОКБ «Южное».
Работал В.А. Раков с министрами авиационной промышленности: П.В. Дементьевым, В.А. Казаковым, И.С. Силаевым, А.С. Сосцовым и другими.
Встречался с генеральными и главными конструкторами авиационной и ракетно-космической техники: А.А. Туполевым, О.К. Антоновым, М.К. Янгелем, В.П. Глушко и другими, с космонавтами: Г.М. Гречко, А.А. Леоновым, П.И. Беляевым, В.А. Шаталовым, В.Ф. Быковским, А.Г. Николаевым, К.П. Феоктистовым, Е.В. Хруновым.

Источник: engels-city.r

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*