О Приволжском

 

ПОСЁЛОК НА БЕРЕГУ ВСЕЛЕННОЙ

Посёлок Приволжский… Признаться, невырази­тельное название досталось нашей малой родине, ведь всякое поселение на берегу великой русской реки — приволжское. Сколько их, причаливших и сто, и две­сти, и триста лет назад к левому или правому берегу Волги стараниями наших трудолюбивых предков!

О Приволжском

Вот и наш Приволжский возник в начале 193О -х годов в две­надцати километрах к югу от города Покровска, тогда столицы Автономной советской социалистической ре­спублики Немцев Поволжья, вместе с пришедшими сюда строителями, которым предстояло воздвигнуть в степи гигант мясомолочной промышленности — Энгельсский мясокомбинат. Его проект привёз из Соеди­нённых Штатов Америки Анастас Иванович Микоян, нарком пищевой промышленности. Проект тот был копией знаменитых чикагских боен. Росли корпуса мясокомбината, рос и посёлок, состоявший в основ­ном из вросших в землю бараков да построенных од­новременно с первым корпусом мясокомбината пяти трёхэтажных домов. Зато 59-метровую башню мясо­комбината можно было видеть на дальних подступах к посёлку, за десятки километров, и оставалась она са­мым высоким зданием Саратовской области вплоть до начала XXI века. В начале 2000-х годов мясокомбинат был закрыт. В настоящий момент на территории бывшего мясокомбината работает крупнейшее предприятие в Поволжье, специализирующееся в области производства и продажи гофрокартона ЗАО «Энгельсский завод гофротары».

О Приволжском. Здание Мясокомбината.
Здание Мясокомбината

В отличие от неоригинального имени нового по­селения, так уж получилось, всё вокруг возникав­шее было необычным, отличавшимся или своими гигантскими размерами, или своей уникальностью, или имело важнейшее значение для страны. Мы ро­дились и жили здесь, не замечая этого, полагая, что так и надо, подругому и быть не могло. Вопервых, сама река, известная нам ещё со школьной парты как великая русская река. В 1929-1935 годах с её право­го берега до левого перекинули ажурный железнодо­рожный мост, каких в стране по пальцам пересчитать можно (кстати, до постройки моста здесь действова­ла с 1896 года паромная переправа — первая в России железнодорожная переправа!).

О Приволжском. Железнодорожный мост через Волгу 1935 год.
Железнодорожный мост через Волгу 1935 год

Построили вовремя: если бы не он, то защитникам Ста­линграда без подвозимых с прифронтового Саратова бо­еприпасов и формировавшихся в тылу воинских подраз­делений пришлось бы ещё тяжелее. С постройкой моста получила своё развитие станция Анисовка, примыкающая с востока к Приволжско­му посёлку. В бытность переправы (с правого берега на левый перевозили паромом вагоны и локомотив) она слыла заштатной, а в пятидесятые годы, когда страна залечила раны войны, станция Анисовка превратилась в крупнейший сортировочный транспортный узел, во­рота в Среднюю Азию и на Кавказ. Свыше сорока пу­тей — мощность станции Анисовки, формирующей и отправляющей эшелоны на юг и восток страны.

О Приволжском. Железнодорожное депо станции Анисовка. Наши дни.
Железнодорожное депо станции Анисовка. Наши дни.

К югу от Приволжского посёлка выросли также за­мечательные объекты. В середине 1930-х годов между мясокомбинатом и Квасниковкой  появился   жилой район, получивший название Почтовка. Почему Почтовка? От предприятия, которое и обслуживали его жители — почтового ящика № 1. Немногие знали тогда, да и сегодня, когда от того предприятия осталась лишь хлебобаза, мало кому известно, что за этим номером скрывался стратегический объект — база Государствен­ных материальных резервов Совета Народных Комис­саров СССР. Объект комитета Госрезерва строился в основном для хранения резерва продовольствия для страны. В 1937 году были заложены резервы зерна на длительное хранение. Зерно хранилось в капитально построенных складах с механической транспортиров­кой к элеватору и сушилке. Засыпка зерна по толщине производилась до четырёхшести метров. В 1941 году хранимое зерно отгружалось для нужд народного хо­зяйства. В годы войны и в послевоенные годы на объ­екте помимо зерна хранились цветные металлы (цинк, силумин), натуральный каучук, пенькоджутовая про­дукция (канаты), сахар, сгущённое молоко, мыло, элек­трокабельная продукция.

О приволжском. Оросительный канал.
Оросительный канал

В те же годы в двух километрах от Почтовки, непо­далёку от Квасниковской машиннотракторной станции, началось строительство оросительного канала — первой оросительной артерии в знойном, засушливом степном Заволжье. До войны успели прорыть около двадцати ки­лометров канала. Помогали прокладывать канал узбеки — большие мастера арычного строительства. К зданию насосной станции подвели три каскада водяных со­оружений для забора воды насосами и для дальнейшего подъёма её в самое начало (оголовок) канала, который принимал огромные объёмы воды в бетонный коллектор, из него она под напором подачи должна была самотёком течь до второй насосной станции, которую также успе­ли возвести до начала войны и начали строить третью, но вырыли только котлован. На полную мощь канал заработал в пятидесятые годы. А в 1960-е годы партия кликнула клич: «Мелиорация — наша целина», и между каналом и Квасниковкой поднялся корпус уникально­го научноисследовательского института мелиорации — ВолжНИИГиМ. Работавшие там специалисты (институт жив и поныне) стремились узнать, как лучше использо­вать волжскую воду для полива, как уберечь землю от засоления, а волжскую рыбу от гибели в жерле насосной станции.

О приволжском. ВолжНИИГиМ
Здание ВолжНИИГиМа

Кстати о рыбе. В 1990-е годы прекратилось бюджет­ное финансирование научных работ по рыбозащите, но учёные, изучавшие возможности рыбоохраны, не рас­терялись и зарегистрировали научнепроизводственное предприятие «Осанна», сегодня это единственное в Рос­сии предприятие, разрабатывающее и поставляющее рыбозащитные устройства не только на объекты мели­орации, но и на плавучие буровые установки по добыче нефти и газа на шельфах морей.

Водными проблемами занялись и специалисты дру­гого профиля; в 1959 году между двумя Анисовками, селом и станцией, поселились геологи Саратовской ги­дрогеологической экспедиции. Они заглянули внутрь каждого метра земли саратовской, составив карты зале­жей пресной воды, попутно разведав и запасы горючих сланцев, серы, строительных материалов. Эти данные позволили обеспечить питьевой водой многие населен­ные пункты в Заволжье и в Правобережье. Геологи уз­нали, в каких местах залегают «подземные моря» и куда текут «подземные реки». Они следят за этими потока­ми, потому что воды эти могут быть не только нашими друзьями (как минеральные воды: не одно их месторож­дение, разведанное нашими геологами, ждет промыш­ленного освоения), но и причинить немалый вред под­топлением зданий. Скажете: подумаешь, ищут воду, это же не золото, не драгоценные металлы, не нефть и не газ… В одной дискуссии, развернувшейся в начале на­ступившего столетия, публицисты спорили, что самое дорогое на земле. Один утверждал: скоро наступит вре­мя, когда капля человеческой крови будет дешевле кап­ли нефти. Другой возражал: нефть — не главное, самое трагическое время наступит на планете, когда капля чистой воды будет цениться больше и капли нефти, и капли крови. Потому что нефть можно заменить другим источником энергии. А энергию жизни человек берёт из воды, и заменить воду нечем, она — самое удивительное вещество во Вселенной.

О Приволжском . Место приземления Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 года
Место приземления Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 года

В 1961 году наш Приволжский посёлок оказался на берегу Вселенной, когда в пятнадцати киломе­трах южнее него приземлился первый космонавт. Этот факт можно было бы считать случайным, если бы жители посёлка не приложили руку к тому, чтобы состоялся сам полёт космического корабля «Восток». Когда 12 апреля 1961 года за Юрием Алексеевичем Гагариным в ракетный дивизион. близ Подгорного прислали вертолет с Энгельсской авиабазы (кстати, ещё одно уникальное место вбли­зи Приволжского посёлка: таких крупных военных аэродромов, способных принимать не только лю­бые самолёты, но и космические корабли много­разового использования, в стране всего два), кос­монавт, пролетая над степью, мог видеть корпуса мясокомбината, в которых с осени 1941 года и до 1962 года располагались цеха и лаборатории при­боростроительного завода, в них то и были созданы сигнализаторы, датчики и прочие приборы, позво­лившие космонавту преодолеть земное притяжение и благополучно возвратиться на землю.

О Приволжском. Энгельсская авиабаза.
Энгельсская авиабаза

Завод имени Орджоникидзе спешно эвакуировали из Москвы осенью 1941 года. За три месяца приспо­собили недостроенные корпуса мясокомбината под производство, и уже в январе 1942 года стали выпу­скать приборы для самолётов и танков. Три четверти всех выпущенных во время войны авиационных при­боров сделаны на нашем заводе. Фашисты, пытавши­еся разбомбить железнодорожный мост, не тронули завод: пилоты использовали башню мясокомбината как ориентир при заходе на бомбометание. Немецкие военачальники после войны признавались, что если бы они знали, что в тех корпусах выпускают не толь­ко колбасу…

На рубеже 1940-1950-х годов наш завод раз­делился: большую часть людей и оборудования переправили в Саратов, в район Стрелки (ныне -электроприборостроительный завод имени Серго Орджоникидзе), а в мясокомбинатских корпусах остались рабочие и инженеры, которым и предсто­яло через несколько лет освоить выпуск не толь­ко авиационных приборов, но и для космической техники.

Не боги горшки обжигают. Вот и уникальные при­боры делали обыкновенные люди, с которыми мы, маль­чишки 1960-х годов, сталкивались на улицах, когда спе­шили в школу в одном строю с теми, кто направлялся к заводской проходной. Особо распространяться о том, что делают в цехах «Сигнала», в то время было нельзя, мы только слышали от своих родителей, что там выпускают приборы для самолётов, да не торжественных линейках наши учителя призывали нас хорошо учиться, чтобы продолжить эстафету старшего поколения, которое соз­дало приборы и для первого искусственного спутника Земли, и для гагаринской ракеты носителя и космическо­го корабля «Восток». В настоящее время завод «Сигнал» разделился на 2 крупных предприятия:  ООО Энгельсское приборостроительное объединение «Сигнал» и АО ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева

О Приволжском.
Сборка

Послушаешь сегодня рассказы ветеранов и подума­ешь: нет, всётаки они не обыкновенные люди, раз смог­ли, живя в бараках, воплотить мечту человечества о по­лёте за земные пределы.

Юрий Алексеевич Гагарин видел наш Приволжский посёлок не только из иллюминатора вертолета. Улица, которая тянется ныне от поворота на Квасниковку и до путепровода через железную дорогу, называется именем Юрия Алексеевича Гагарина не только в знак уважения к его беспримерному подвигу, но и отражая историче­ское для нашего поселка событие: утром б января 1965 года Юрий Алексеевич Гагарин и его супруга Валентина Ивановна вместе с сопровождающими их товарищами из обкома вышли на переезде возле посёлка «22 километр» из остановившегося там поезда (автодорожный мост от­кроют только в июле 1965 года) и сели в горкомовские «Волги», чтобы отправиться на то место в заволжской степи, где завершил своё космическое путешествие первый космонавт 12 апреля 1961 года. Возвращаясь из Узморья, Юрий Алексеевич Гагарин вновь пересёк наш Приволжский поселок с юга до севера, проезжая в Эн­гельс. Мог он видеть и огни Приволжского: со станции Покровск вечером на поезде вернулся в Саратов через станцию Анисовку по железнодорожному мосту.

О Приволжском. Улица Юрия Алексеевича Гагарина.
Улица Юрия Алексеевича Гагарина

Много значительных событий случилось на саратов­ской земле за минувшие столетия. Хорошо видимая из окон наших квартир правобережная гора Увек некогда привечала третий по величине город Золотой Орды. На­против Увека (а значит, на месте, где стоит сегодня наш посёлок) в летнее время располагалась ханская ставка. Видели наши степи воиновстепняков — половцев, пече­негов, хазар… Одни народы сменяют другие, но сколько столетий ни пройдёт, навсегда останутся главными до­стопримечательностями (или, как сейчас говорят, брен­дами) земли Саратовской Волга и Гагарин. Особенно дорого место приземления Гагарина для наших земляков приволжцев. В советские времена возле монумента принимали ребят в пионеры, и уж совсем не по подсказ­ке администрации, а по сердечной склонности установи­лась добрая традиция в день бракосочетания возлагать цветы к подножию памятника Юрию Алексеевичу Гага­рину на месте его приземления.

О Приволжском. Место приземления Ю. А. Гагарина
Место приземления Ю. А. Гагарина

Особенно многолюдно бывает здесь в дни годовщин того исторического полёта. 12 апреля сюда приезжают космонавты, над степью расцветают купола парашю­тистов, юные авиамоделисты Приволжского посёлка демонстрируют свои планёры, моделистыракетчики запускают в синее небо ракеты. Народ празднует День космонавтики, а мы, земляки этого святого для всех со­отечественников (да, пожалуй, и для всех жителей пла­неты) места отмечаем ещё и дату превращения заштат­ного селения с невзрачным названием Приволжский в посёлок на берегу Вселенной.

Владимир Ильич ВАРДУГИН

 «Посёлок Приволжский» , — Саратов, Приволжское издательство 2012 год.

На странице использованы фотографии из следующих источников:

Личный архив Владимириа Вардугина, сайтов: http://egoday.ru, http://www.eposignal.ru/about/, http://ruscesar.livejournal.com