За последний месяц цена литра автомобильного бензина практически не изменилась: от недели к неделе цены колебались в пределах одной-двух копеек. Процесс удорожания в рознице застопорился благодаря стабилизации оптовых цен, а также солидных запасов моторных топлив. Но осенняя погода все же нагрянет на рынок в октябре, когда должен сработать эффект повышения акцизов, проведенного весной этого года. По оценкам экспертов, бензин на АЗС прибавит еще рубль за литр, а в целом за год прирост стоимости составит два-три рубля.
Литр Аи-92 с начала года подорожал на 1,12 рубля (3,24 процента), Аи-95 – на 1,33 рубля (3,59 процента), следует из данных Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК). Летний и зимний дизель в среднем подорожал на два рубля за литр. Цены стабильны почти четыре недели.
Цены вернулись к уровням, с которых начался их резкий рост в мае-июне этого года, сезон высокого спроса подходит к концу, считают эксперты независимого агентства “Аналитика товарных рынков”. “Рост оптовых цен прекратился, они даже начали несколько снижаться, следом притихла и розница. Маржинальная доходность стабилизировалась, – замечает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. – Плюс розничный сектор – конкурентный, что не дает возможность ценам расти исключительно по желанию участника рынка. В оптовом звене все по-иному, так как его можно назвать почти монополизированным”.
Сейчас рынок практически захлебывается от объемов накопленных запасов моторных топлив, отмечает Евгений Аркуша. Данные ЦДУ ТЭК это подтверждают: к 29 августа товарные остатки на нефтеперерабатывающих заводах и предприятиях нефтепродуктообеспечения (НПЗ и ПНПО) составляли 1,796 миллиона тонн. По оценкам “Аналитики товарных рынков”, это примерно на 300 тысяч тонн меньше, чем годом ранее, однако в отсутствии серьезных осенних ремонтов на НПЗ этого более чем достаточно даже для периода высокого спроса. Рост товарных остатков связан с модернизацией НПЗ, поясняет Антон Усов, руководитель практики по работе с компаниями нефтегазового сектора КПМГ в РФ и СНГ.
Ждать обещанного роста цен в опте и рознице осталось недолго – около месяца или полутора, так как двойное повышение акцизов в этом году (1 января и 1 апреля) имеет отложенный эффект. Минфин, идя на эти меры, рассчитывал, что литр бензина только из-за апрельского повышения подорожает на два рубля, дизеля – на рубль. По оценкам старшего консультанта VYGON Consulting Александра Былкина, до конца года рост бензиновых цен на АЗС продолжится в пределах одного рубля за литр. Если отсчитывать от уже накопленного прироста, то Аи-92 и Аи-95 по итогам года прибавят 2,1-2,3 рубля. Евгений Аркуша допускает, что прирост может дойти и до трех рублей.
“В любом случае, есть крайне позитивный момент для нашего рынка: у нас и в прошлом году, и в этом рост цен на моторное топливо уступает уровню инфляции, – подчеркивает он. – Но если смотреть не на относительный прирост, а на абсолютный уровень цен в регионах, то станет ясно, что разброс стоимости широкий”. Как подсчитывала “РГ” в начале июля, диапазон местами составлял десять рублей. Например, сейчас в Кемеровской области Аи-92 в среднем стоит 33,75 рубля, Аи-95 – 37,12, следует из данных ЦДУ ТЭК. На Камчатке в рознице ситуация иная – 43,34 и 46,1 рубля соответственно.
Разница в том числе связана с качеством топлива в отдельном регионе, где вместо нормального товара порой продают суррогат с характеристиками ниже, чем задано регламентом. Население ежегодно направляет в Росстандарт 500-800 жалоб на плохое качество топлива, и по итогам прошлого года выяснилось, что больше всего нарушений фиксируется на независимых АЗС. Среди “лидеров” – Приволжский, Северо-Западный, Южный и Северо-Кавказский округи.
Источник https://rg.ru/, фото из открытых источников
Последние комментарии